IFMCart_sessioменестрельглавная
История
Состав жюри
Участники
Лауреаты
галлерея новости пресса отзыв архив
Автор идеи, директор Фестиваля Марина Романовская:
«Сегодня Витебск часто называют культурной столицей Беларуси. Это очень приятно слышать. Мы помним, что в начале ХХ века наш город стал одним из культурных центров Европы благодаря поискам авангардистов - Марка Шагала, Казимира Малевича, Эля Лисицкого и других. Впрочем, авангард начала века сегодня стал мировой классикой. Фестиваль - это одна из попыток вернуть городу былую славу, возродить его роль в мировом творческом процессе. Несмотря на все трудности, связанные с абсолютно некоммерческим характером проекта, мы чувствуем поддержку города и людей, которые вместе с нами верят в то, что язык искусства, язык танца помогает людям понимать самих себя и друг друга. Искры новых талантов, вспыхивающие на фестивальной сцене, стоят любых усилий. Мы благодарны всем друзьям в разных странах за их поддержку и надеемся найти новых единомышленников, понимающих, что лучшее из сегодняшнего авангарда станет классикой ХХI века».
Из истории Фестиваля…
Международный фестиваль современной хореографии в Витебске проводится с 1987 года. Рождение фестиваля совпадает по времени, когда в прошлое ушли идеологические барьеры и исчезло господство одного художественного метода. Через рухнувший «железный занавес» хлынул поток, принесший множество новых идей.
Одной из культовых привязанностей подрастающего поколения, с которым работали тогда будущие организаторы IFMC, стал «брейк-данс». Участниками первого фестиваля была неформальная молодёжь из всех концов Советского Союза.
В 1987 году организаторы и чуть повзрослевшая публика, отдают явное предпочтение номинации под названием «art-dance», которая выгодно отличается наличием собственно хореографии, постановки, некоего авторского и режиссёрского мышления.
1988, 1989 годы - прощание с андеграундом. На фестивале почти нет брейкеров. Сцена наполнена эстрадными экзотическими боа, декольте, белоснежным шёлком и чёрнымисмокингами.
1990, 1991 годы - Всесоюзный Фестиваль популярного танца «Белая Собака». Название принесла тогдашняя мода на восточные календари. Фестиваль приобретает широкую известность благодаря трансляции шоу по каналу Центрального телевидения СССР. В качестве конферансье концертов выступает телезвезда Дмитрий Крылов.
В это время состоялось знакомство с Николаем Огрызковым, руководителем московского «Свободного балета». Джаз-танец коллектива за два года участия в фестивале покорил витебскую публику и завоевал львиную долю призов. В результате ночных дискуссий организаторов фестиваля с Огрызковым, самообразования в области классического балета и информации из специальных журналов Европы и Америки о современном танце, родился IFMC.
IFMC’92 стал международным по общеизвестным причинам. Практически все участники Фестиваля оказались иностранцами. Впрочем, это не помешало образовавшейся к тому времени Компании «Арт-Марк» совершить очередной шаг от андеграунда к истеблишменту. Фестиваль обрёл покровителя, с которым не расстаётся до сих пор. Молодое белорусско-германское совместное предприятие «Белвест», производящее и поныне весьма приличную обувь (директор - Лариса Кузнецова), предоставило призовой фонд Конкурса. Размер фонда позволил IFMC заявить о серьёзном отношении к современному танцу на всём постсоветском пространстве.
Эксперимент с целью поиска на огромной территории бывшего СССР групп, которые начали сознательно, либо на интуитивном уровне осваивать модерн и другие пластические новации удался. Имена первопроходцев были открыты - «Фабрика натюрмортов» (Владимир Поляков, Москва), «Aura» (Беруте Летукайте, Литва), «Свободный балет» Николая Огрызкова (Москва), театр «Провинциальные танцы» (Екатеринбург), «Fine 5» (Рене Ныммик, Эстония), Пермский театр «Балет Евгения Панфилова», Театр современного танца Натальи Фиксель (Новосибирск).
Одним из ключевых событий в истории фестиваля стало приглашение на пост Председателя Жюри Международного конкурса 1993 года маэстро с мировым именем - Валентина Елизарьева. Его бесспорный авторитет в балетных кругах поднял статус IFMC и привлёк к фестивалю внимание профессионалов.
С той поры Фестиваль наблюдал и поддерживал прохождение сразу нескольких этапов становления отечественной хореографии: освоение чужого опыта, становление собственной системы и её стремительное прогрессирование. Хореографы, отказавшись от регламентаций соцреализма, оказались, по сути дела, в маргинальной ситуации - на перекрёстке разных течений и направлений, не включенными ни в какую художественную школу. Освоение форм модерна шло разными путями: цитирование принципов и стиля, стилизация, диалог с западными модерн-формами. История IFMC свидетельствует, что за короткое время, десятилетие с небольшим, у нас появилось не меньше авторских стилей, чем на Западе.
Сегодня, с обязательной долей скептицизма, можно констатировать, что витебский Фестиваль исключителен. IFMC от «молодёжного эстрадного танца» эволюционировал до статуса культурного события Беларуси. В Витебске ежегодно выступают и участвуют в конкурсе любительские и профессиональные коллективы современной хореографии Беларуси, России, Украины, Молдовы, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Франции, Германии, Голландии, Японии, Китая, Израиля. Став первым, IFMC вплоть до 1997 года оставался единственным Фестивалем подобного рода, когда появились фестивали в Волгограде, Ярославле, Саранске, Санкт-Петербурге и в 1999 году в Москве. Фестиваль продолжает оставаться экспериментальным полем для апробации новых идей и школой для молодых хореографов и танцоров. Вместе с тем, основным событием IFMC является Международный творческий конкурс. Его призовой фонд составляет $ 12.000 - 18.000. Уникальность конкурса заключается в том, что в Витебске оценивается хореографическое произведение в целом. Гран-при вручается за выдающееся хореографическое произведение, специально подготовленное и впервые представленное на IFMC. В 1997 году Международный конкурс объявлен биеннале.


Среди членов Международного жюри конкурса последних лет:
С 1993 года Председатель Международного жюри конкурса -
Хореограф, Народный артист СССР и Беларуси, художественный руководитель и директор Национального Академического Большого театра балета Республики Беларусь - Валентин Елизарьев (Минск)
Народный артист СССР, профессор, художественный руководитель и директор Государственного театра балета «Хореографические миниатюры» - Аскольд Макаров (Россия)
Хореограф, художественный руководитель балета «Джаз-Арт» - Разза Хамади (Франция)
Хореограф, Президент Швейцарской ассоциации Артистов балета - Ален Бернар (Швейцария)
Хореограф, доцент Российской Академии театрального искусства - Алла Сигалова (Россия)
Искусствовед, киносценарист - Паскаль Жюст (Франция)
Хореограф, художественный руководитель Пермского Государственного «Театра «Балет Евгения Панфилова» - Евгений Панфилов (Россия)
Хореограф и теоретик танца, профессор Пекинского хореографического института - Сяо Сухуа (Китай)
Балетмейстер и педагог, создатель школы джаз-танца - Бенджамин Феликсдал (Голландия)
Искусствовед, критик, теоретик балета Японии, профессор и директор Русской балетной Академии в Токио - Кенжи Усуи (Япония)
Искусствовед, заместитель директора парижского театра «Theatre de la Ville» - Серж Пейра (Франция)
Искусствовед, культуролог - Зигрид Гарайс (Германия)
Хореограф, педагог - Марк Хайм (США)
Искусствовед, балетный критик, художественный руководитель фестиваля современного балета «Хорео-графика» - Лоран Барре (Франция)
Хореограф, руководитель балета «Dance International» - Леонид Козлов (США)
Хореограф, руководитель балета «Panov Ballet theatre of Israel» - Валерий Панов (Израиль)

 

В 1992 году Фестиваль, по идее витебского театрального критика Татьяны Котович, первым в СНГ изобрёл и включил в свою программу работу исследовательской лаборатории секции критиков, где искусствоведы изучают и обсуждают новые тенденции и закономерности современного хореографического процесса. В её составе работали:
Профессор, кандидат философских наук, Заслуженный деятель искусств России, вице-президент ассоциации хореографов России, главный редактор журнала «Балет» - Валерия Уральская, Москва
Доктор искусствоведения, профессор Белорусского Университета Культуры - Гурий Барышев, Минск
Ведущий специалист Санкт-Петербургского отделения Союза Театральных деятелей России - Наталья Дмитриева, Санкт-Петербург
Балетный критик, музыковед, Руководитель музыкально-литературного отдела Екатеринбургского театра оперы и балета - Лариса Барыкина, Екатеринбург
Доктор искусствоведения, профессор. Заведующая кафедрой хореографии Белорусской Академии музыки, Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь - Юлия Чурко, Минск
Член союза журналистов, балетный критик - Владимир Котыхов, Москва
Обозреватель по танцу центрального еженедельника «Lietuvos Rytas». Директор литовского центра информации танца Аудронис Имбрасас, Каунас (Литва)
Главный редактор журнала «Les Saisons de la Danсe» - Филипп Веррьель, Франция
Председатель фондации Международного балетного конкурса в Варне - Эмиль Димитров, Болгария
Искусствовед, балетный критик - Мицуко Мияцаки, Япония
Балетный критик, журналист - Ольга Гердт, Москва

Одновременно с конкурсными выступлениями и публичными концертами на Фестивалях 1995 - 1999 гг. состоялись мастер-классы хореографов и танцоров:
Евгений Панфилов Николай Огрызков Татьяна Баганова Наталья Фиксель (Россия),
Фредерик Лескюр Паскалин Веррье (Франция);
Барбара Хейли (США);
Кристин Брюнель (Германия),
Тенг Аймин (Китай) и других.

Материалы об IFMC были опубликованы в белорусских «Культура», «ЛiМ», «Имя», «Мастацтва», «Белорусская деловая газета»; московских «Балет», «Культура», «Moscow tribune», «Итоги», «Огонёк», «Известия», «Комсомольская правда»; «Dance Magazine» (США), «Les Seasons de la dance» (Франция), «Ballett Internationale» (Германия), «Dancer’s Path» (Япония), «Dance Australia» (Австралия) и других изданиях. Традиционно, в работе Фестиваля принимает участие Государственная телерадиокомпания Республики Беларусь. Кроме Беларуси, телеверсии IFMC разных лет транслировались по каналам «РТР», «Культура» (Россия), Эстонии.


 
Участники Международного конкурса IFMC c 1992 по 1999 годы, прошедшие отборочный видеотур:
Беларусь:









Россия:






































Украина:



Польша:

Узбекистан:

Эстония:


Азербайджан:

Латвия:

Израиль:


Литва:




Китай:


Молдова:

Япония:

Нидерланды:

 
Театр движения «Лантаноиды», Минск
Фольк-театр «Госьцiца», Минск.
Группа современной хореографии «ТАД», Гродно.
Модерн-балет «Галерея», Гродно
Группа современной хореографии «Квадро», Гомель.
Ансамбль кафедры хореографии Белорусского Университета Культуры.
Ансамбль Белорусского Государственного Хореографического колледжа
«Маленький балет Натальи Фурман», Минск
Проект Раду Поклитару, Минск.

«Фабрика натюрмортов», Москва
Группа полифонического абстракционизма «Денс-Колледж», Тольятти
«Джаз-Андрэ», Москва
Балет «Аверс», Новокузнецк
«Русские сезоны», Москва «Свободный балет», Москва
Студия современного танца Марии Большаковой, Санкт-Петербург
Театр танца Александра Кукина, Санкт-Петербург
Студия современного танца Антонины Красновой, Москва
Театр современного танца Калининградского Государственного Университета «Графический балет», Москва
Балетная труппа театра музыкальной комедии, Санкт-Петербург
Театр современного танца Натальи Фиксель, Новосибирск
Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург
Пермский театр «Балет Евгения Панфилова»
Труппа Елены Богданович, Москва
Государственный театр балета «Хореографические миниатюры», Санкт-Петербург
Студия Ольги Бавдилович, Владивосток
Театр танца «Контрасты», Петропавловск-Камчасткий
Камерный балет «Москва»
«Кинетический театр», Москва
«Художественный балет», Москва
Театр танца «Граффити», Ярославль
Театр танца «Визави», Саранск
Театр танца «Вампитер», Новосибирск
Группа «Марьин спев», Североуральск
«Территория свободного движения», Москва
Театр танца Челябинского института культуры
Независимая танцевальная команда «Киплинг», Екатеринбург
Труппа «Nota Bene» московского театра сатиры «Сатирикон»
Школа джаз-модерн танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
Моно театр Таисии Коробейниковй, Челябинск
Волгоградский театр современного танца «Маленький театр»Санкт-Петербургской Государственной консерватории
Джаз-балет «Парадокс», Москва
Театр танца «Эльта»,
Елец Театр танца «Дорога из города», Казань
Независимая труппа Елены Конновой, Москва
Театр танца Майи Поповой, Санкт-Петербург

«Колор-балет», Херсон
Школа свободного балета «Империя танца», Днепропетровск
Театр танца Аллы Рубиной, Киев
Школа современной хореографии «Другие танцы», Днепропетровск
Люблинский танц-театр

Театр танца «Реги», Душанбе

Театр танца «Nord Star», Таллинн
«Fine 5 Dance theatre», Таллинн

Труппа Бакинского хореографического училища

Группа современной хореографии Ольги Житлухиной, Рига

Танцовщица Эрика Цимбровская, Эйлат
Балет Ярона Марголина, Иерусалим

«Трое из Вильнюса», Вильнюс
Проект Расы Магилайте, Каунас
Балет «Fluidus», Каунас
Театр современного танца «Аура», Каунас

«Guangdong modern dance Company», Пекин
«Beijing modern dance Company», Пекин

Камерный балет «Арборе», Кишинев

«Chizu Shoda modern dance fragment», Токио

Солист Данило Мацотта

Хореографические произведения, отмеченные призами на Международных конкурсах IFMC с 1992 по 1999 годы:
Хореографическая миниатюра «Разговоры на троих». Хореограф Николай Огрызков Исполнитель - «Свободный балет», Москва.
Хореографическая миниатюра «Тотем». Хореограф Елена Богданович Исполнитель - Русский камерный балет «Москва»
Одноактный балет «С четверга на пятницу». Хореограф Александр Пепеляев Исполнитель - «Кинетический театр», Москва
Одноактный балет «Список иллюзий». Хореограф Александр Пепеляев Исполнитель - «Кинетический театр», Москва
Одноактный балет «8 русских песен». Хореограф Евгений Панфилов Исполнитель - Театр «Балет Евгения Панфилова», Пермь
Одноактный балет «Не случилось». Хореограф Татьяна Баганова Исполнитель - Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург
Хореографическая миниатюра «Ночные видения». Хореограф Хау Ин Исполнитель - «Guangdong modern dance Company», КНР
Хореографическая миниатюра «Иллюзия отдаления». Хореография Ши Хуан, Чжоу Ниан Ниан. Исполнитель - «Guangdong modern dance Company», КНР
Хореографическая миниатюра «Молитва в сумерках». Хореография Ши Хуан, Чжоу Ниан Ниан. Исполнитель - «Guangdong modern dance Company», КНР
Хореографическая миниатюра «Изгнанные из рая». Хореограф Ольга Пона Исполнитель - Челябинский театр современного танца
Одноактный балет «Сумерки». Хореограф Тамар Мак-Лорг Исполнитель - Театр танца «Аура», Каунас (Литва)
Хореографическая миниатюра «Двое». Хореограф Валерий Архипов Исполнитель - дуэт балетной труппы московского театра сатиры «Сатирикон»
Одноактный балет «Мужчина в ожидании». Хореограф Татьяна Баганова. Исполнитель - Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург
Хореографическая миниатюра «А кто я?». Хореограф - Гао Чен Мин Исполнитель - солист молодежной труппы танца Пекинского хореографического института Лю Джен (КНР)
Одноактный балет «Что такое морская капуста?». Хореограф Александр Пепеляев Исполнитель - «Кинетический театр», Москва
Одноактный балет «Ты есть у меня, или тебя у меня нет?». Хореограф Ольга Пона Исполнитель - Челябинский театр современного танца
Одноактный балет «Свадебка». Хореограф Татьяна Баганова Исполнитель - Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург
Хореографическая миниатюра «Миры». Хореография Гао Ян Джинзи, Тенг Аймин Исполнитель - «Beijing modern dance Company» (КНР)

вверх